Не раз приходилось Михаилу Михайловичу быть на грани жизни и смерти. Случилось такое и в самый канун Белорусской наступательной операции, известной под кодовым названием «Багратион».

Несколько слов о самой операции. Она проводилась 23 июня – 29 августа 1944 года с целью разгрома немецко – фашисткой группы  армий «Центр» и освобождения Белоруссии. Местность, на которой располагались исходные позиции наших войск, была типично белорусская: бесчисленные речки и ручьи, разделенные серыми поймами и топкими труднопроходимыми болотами. Здесь , как предполагал противник, Красная Армия не сможет ни широкого маневра совершить, ни тяжелую технику применить. Тем не менее, немецко – фашистское командование со своей стороны использовало эти особенности местности и создало сильную глубоко эшелонированную оборону полевого типа. На всякий случай! Дело в том, что, по сведениям нашей разведки, генералы слепо поверили в условный топографический знак на картах «непроходимое болото» и поддались утешающей мысли, будто советские войска здесь, по болотным топям, наступать не смогут. Но именно там, где немецкое командование меньше всего ожидало наступления наших войск, и было решено нанести главный удар.

В одном из первых боев этого сражения в составе 120 – го стрелкового полка 69 – й стрелковой дивизии 18 – го стрелкового корпуса 65 – й армии, которой командовал генерал П.И.Батов, принял активное участие воин – якут М.М.Стрекаловский. Позже, уже в послевоенные годы, Михаил Михайлович вспоминал:

«21 июня 1944 года мы получили от командования задание прорвать оборону врага. Из первого отделения первого взвода первой роты отобрали восемь человек, в том числе и меня, и дали задание первыми подойти к обороне противника. На видных местах мы должны были втыкать специальные флажки. Рано утром началась артподготовка из многочисленных орудий. Когда орудия постепенно стали смолкать, мы со своими флажками побежали вперед. Но враг нас встретил огнем из пулемета и другого автоматического оружия. До намеченного места мы командиром отделения Сердюком сумели добраться только вдвоем и выполнили задание. Даже прихватили в плен одного немецкого офицера.

Кстати, — перед тем, как отправить нас на это неординарное задание, а командиры говорили: «Кто, выполнит это задание, будет представлен к награждению орденом Красного Знамени». Но мы не были отмечены даже медалью. Видимо, просто забыли. На войне и такое также бывало».

Много полков 65-й армии было задействовано в битве за освобождение Белоруссии,   но командующий 65-й армией генерал-лейтенант П.И. Батов в своих мемуарах особенно отметил действия 120-го полка, в рядах которого сражался М.М. Стрекаловский:

«Передовой отряд прославленного 120-го полка ночи 27 июня достиг восточной окраины Осиповичей и ворвался в город…Немецкий гарнизон, ошеломленный дерзостью удара, растерялся и начал быстро отступать в западном направлении. В момент уличных боев к городу подошли передовые отряды гвардейцев. Вместе вышли на западную окраину и заняли оборону. Утром в Осиповичах уже были главные силы корпуса. Иванов (командир 18-го корпуса – И.Н.), докладывая об успехах, говорил:

— Трофеев много: двадцать артиллерийских складов, на станции одиннадцать эшелонов, груженных боеприпасами, техникой, военным имуществом, запасами продовольствия».

О событиях тех дней вспоминал и Михаил Михайлович: « В развитии этого наступления в течении нескольких дней мы брали один за другим стратегические объекты, в том числе, как сейчас помню, захватили огромный склад, где хранилось большое количество продуктов питания и обмундирования, рассчитанное на обеспечение ими пяти вражеских армий.

За эту операцию многие офицеры и бойцы были награждены орденами и медалями, а я имею Благодарственное письмо от И.Cталина».

К утру 28 июня части 69-й стрелковой дивизии полностью очистили Осиповичи от мелких групп гитлеровцев. С освобождением этого города завершилось окружение крупной группировки врага, только пленными противник потерял здесь до 3000 солдат и офицеров. 65-я армия развивала дальнейшее успешное продвижение на Бобруйском направлении. 29 июня город Бобруйск был освобожден от фашистских оккупантов.

В боях за Бобруйск и на подступах к нему войска 65-й армии уничтожили 17 тыс. солдат и офицеров, захватили 12 железнодорожных составов с прдовольствием и боевой техникой, свыше 400 орудий, более 500 автомашин, 60 танков. Только 29 июня было захвачено в плен 10 тыс. гитлеровских солдат и офицеров.

17 августа 1944 года части 69-й дивизии, приступив к освободительной миссии в Восточной Европе, освободили польский город Беловежа. Здесь в одном из боев М.М. Стрекаловский получил серьезное ранение и отбыл на лечение а госпиталь.

Гитлеровское командование после тяжелого поражение на Западном Буге силами пыталось задержать советские наступающие войска на промежуточных рубежах, одним из которых была река Нарев . Чтобы не дать противнику закрепить на этом рубеже, командование 65-й армии получило приказ командующего 1-м Белорусским фронтом с ходу формировать этот водный рубеж на участке между городами Пултуск и Сероцк и захватить плацдарм на западном берегу реки в первых числах сентября 1944 года.

С захватом этого плацдарма для наших войск открывались широкие возможности наступление на северо-запад с выходом к границам уже близкой Восточной Пруссии и последующего окружения там группировки фашистских войск; наступлением же на запад и юго-запад совершался бы обход Варшавы с севера.

Наступление войск 65 – й армии началось 27 августа 1944 года.

После очередного ранения М.М.Стрекаловский вылечился и вернулся в свою часть 3 сентября 1944 года. Командир роты сказал бойцам: «Только вчера вечером мы получили приказ командующего о том, что в 15 километрах от нас окопался враг. Они там живут в палатках и являются главной помехой на пути к Варшаве. Поэтому любой ценой необходимо уничтожить этот «палаточный городок» и, форсировав реку Нарев, взять деревню под Варшавой».

Много лет спустя Михаил Михайлович об этой операции рассказывал: «Мы, 30 человек, на рассвете на пяти танках двинулись в наступление. Немцы опешили от внезапности нашего появления и, практически не оказывая никакого сопротивления, разбежались в разные стороны. Однако через некоторое время в небе появилось пять немецких бомбардировщиков, которые в один миг уничтожили небольшой мост через реку Нарев. К этому моменту наша рота оказалась на той стороне этой небольшой речки и там завязалась ожесточенная схватка с врагом, как говорится, с глазу на глаз. В один момент я заметил, что летит немецкая граната прямо на меня. Я, потеряв всякую осторожность, поймал ее на лету и отбросил обратно. Но вражеские гранаты летели в нашу сторону беспрерывно ,и осколки одной из них ранили нас  троих сразу».

Через несколько дней после боя, 8 сентября 1944 года, командир 120 – го стрелкового полка 69 – й стрелковой Севской дважды Краснознаменной ордена Суворова дивизии подполковник Люльков, представляя младшего сержанта Михаила Михайловича Стрекаловского к присвоению звания Героя Советского Союза, писал:

«5 сентября 1944 года в боях за овладение плацдармом на западном берегу реки Нарев у населенного пункта Круче – Борек Пултуского повята Варшавского воеводства первым переправился на западный берег реки и, получив задание любой ценой удержаться на занятом рубеже, 20 часов находился на самом ответственном участке боя.

Несмотря на сильный огонь противника, огнем из своего автомата отразил все попытки врага, уничтожил 19 немецких солдат, ни шагу не отойдя назад.

Когда закончились боеприпасы, отбивался от противника его же ручными гранатами, подобранными тут же на поле боя. Получив ранение, но не ушел с поля боя. Своим героизмом воодушевляя бойцов, продолжал отражать атаки. Был ранен вторично во время рукопашной схватки. Но и потеряв возможность драться, с поля боя не ушел и перезаряжал диски своих товарищей.

Своим героизмом обеспечил выполнение задачи, поставленной перед батальоном по закреплению на крайне важном плацдарме. Достоин присвоения Героя Советского Союза»

Нам неизвестно почему, но командующий 65 – й армией генерал – полковник П.И.Батов не поддержал это представление и своим приказом №423/н от 28 сентября 1944 года наградил М.М.Стрекаловского орденом Красного Знамени.

Немецкое командование оценивало плацдарм на западном берегу реки Нарев южнее города Пултуск, захваченный частями 69 – й стрелковой Севской дважды Краснознаменной дивизии, как пистолет, направленный сердце Германии. Овладение плацдармом Нарев решало стратегическую задачу выхода наших войск границам Восточной Пруссии и отрезало группировку фашистских войск. В боях на реке Нарев убитыми и ранеными противник потерял более 1600 солдат и офицеров. Было подбито, сожжено и подорвано на минах 62 танка, 2 самоходных орудия, 20 автомашин, подавлен огонь до 30 артиллерийских и минометных батарей противника.

О мужестве и бесстрашии красноармейцев по овладению плацдармом с большой теплотой писал в своих мемуарах командующий 65 – й армией дважды Герой Советского Союза генерал армии П.И.Батов: «Пять дней 65 – я армия боролась за этот плацдарм, расширяя его и закрепляя свое положение на западном берегу Нарева. Противник был упорен, у него в руках сильный огонь, энергично проводит контратаки. Но как говорится, сила силу ломит. Наши наступающие части превзошли в упорстве немецкие войска».

Как бы подытоживая свое участие в войне, Михаил Михайлович вспоминал: «За время боевых действий пришлось видеть много крови и гибели солдат. А меня от смерти на полях сражения в годы Великой Отечественной войны в основном спасали мои боевые друзья, представители всех наций и народностей, с которыми мне довелось служить в те суровые годы защиты нашей любимой Родины».

Дважды раненый на поле боя при форсировании реки Нарев младший сержант М.М.Стрекаловский долгие месяцы лечился в госпитале. Он, мужественный и стойкий воин, демобилизовался по ранению из рядов Красной Армии 7 апреля 1945 года. Радовалась возвращению мужа Александра Михайловна, робко жались к отцу подросшие за эти годы дочери – Сашенька и Катюша.

С первых дней 1946 года М.М.Стрекаловский работал бухгалтером райфинотдела, а затем ревизором – инструктором отдела соцобеспечения Усть – Алданского района. Здесь в марте 1946 года в рабочей обстановке офицер райвоенкомата вручил ему в присутствии коллег орден Красного Знамени, которым его наградил генерал П.И.Батов. год с лишним «гонялся» за ним по дорогам войны наградной лист, но все же не затерялся. От всей души поздравляли Михаила Михайловича сослуживцы, односельчане и родственники с награждением старейшим и одним из самых престижных боевых орденов Родины. Не знали тогда ни М.М.Стрекаловский, ни его земляки о том, что он был представлен к званию Героя Советского Союза.

Три года Михаил Михайлович работал в райфинотделе, а потом еще четыре – заведующим центральной сберкассой района. В 1965 – 1966 годах он, уважаемый ветеран войны, избирался председателем исполкома Онерского сельского совета Усть – Алданского района. С 1954 года и до выхода на пенсию в марте 1969 году работал лесообъездчиком в райлесхозе. Будучи пенсионером, Михаил Михайлович стал кадровым охотником совхоза «Дюпсюнский», а в летнее время постоянно трудился звеньевым на заготовке кормом общественному скоту.

В 1973 году он летал в Москву на стречу ветеранов 65 – й армии.

М.М.Стрекаловский с большой принципиальностью и ответственностью участвовал в общественной жизни района и села. Более десяти лет он избирался секретарем партийной организации, был депутатом сельского совета шести созывов, председателем совета ветеранов войны и труда, наставником молодежи. Отличаясь в повседневной жизни скромностью, трудолюбием, добросовестностью и ответственным отношением к порученному делу, Михаил Михайлович заслуженно пользовался непререкаемым авторитетом среди ветеранов войны и труда, жителей района.

Отец большой семьи Михаил Михайлович с женой Александрой Михайловной вырастил и воспитал 9 детей, из них 5 получили высшее образование, 3 – среднее специальное.

В послевоенные годы на груди воина – ветерана М.М.Стрекаловского к ордену Красного Знамени, медалям «За освобождение Варшавы», и «За победу над Германией» добавились другие награды. За боевые заслуги и добросовестную работу в мирные годы, за активное участие в воспитании подрастающего поколения Михаила Михайловича наградили медалью «За доблестный труд» в ознаменование 100- летия со дня рождения В.И.Ленина, в связи с празднованием 40 – летия Великой Победы – орденом Отечественной войны I степени. Он также имел все юбилейные медали, которыми награждались участники Великой Отечественной войны. Михаил Михайлович был удостоин двух Почетных грамот Президиума Верховного Совета Якутской АССР и знака «Отличник лесной охраны».

28 июня 1989 года после тяжелой и продолжительной болезни Михаил Михайлович скончался.

Вскоре после смерти Михаила Михайловича его близкие родственники, а также Совет ветеранов войны и труда Усть – Алданского района (председатель Н.Аммосов), Усть – Алданский районный Совет народных депутатов (председатель И.Н.Мигалкин) возбудили ходатайство перед Президиумом Совета ветеранов войны и труда Якутской АССР о присвоении М.М.Стрекаловскому звания Героя Советского Союза (посмертно). Ходатайство поддержал и активно продвигал его в вышестоящие инстанции Президент Республики Саха (Якутия) М.Е.Николаев.

Указом Президента Российской Федерации № 428 от 27 марта 1996 года «За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко – фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов» Михаилу Михайловичу Стрекловскому было присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).

Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 2 апреля 1999 года «в целях увековечения имени Героя Российской Федерации Михаила Михайловича Стрекаловского» его имя присвоено Онерской средней школе Усть –Алданского района.

 

От

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.